Что такое синтез искусств и как его реализовать на практике

Что такое синтез искусств и как его реализовать на практике

Что такое синтез искусств и как его реализовать на практике

В этой статье я рассказываю о восприятии пространства. О том, какими мы видим и воспринимаем сложившиеся интерьеры. Порой рассматриваешь объект, и вроде все хорошо: строители постарались, хозяева не поскупились, а что-то не то. Пусто или напротив пестро, холодно или душно: эпитеты могут быть разными, но смысл один — не получилось. Как избежать такой ситуации?

Что такое синтез искусств
Если подсмотреть формулировку в словаре, то: «Си́нтез иску́сств — создание качественно нового художественного продукта посредством органичного соединения искусства или видов искусства в единое целое».

За счет чего же создается гармоничное взаимодействие пространства, предмета, цвета и света, как рождается ансамбль в интерьере?

1. Единое смысловое поле, создающее целостность восприятия интерьера, при помощи стилистики, художественного образа или единого контекста. Если объяснить бытовым языком, то прежде чем вы отправитесь за обоями в магазин, в голове должен сложиться понятный вам образ интерьера: каждой комнаты, каждой его детали, их взаимного влияния. Противоположность — делать ремонт стихийно, без стройной концепции, по принципу «наклею свежие обои».

2. Формальная композиция в интерьере. Пространство, мебель, предметы интерьера, соединяются в единую композицию. Зачастую доминирующая роль отводится предмету искусства: живописи, пластике. Взаимодействие пространства и всех предметов интерьера — признак сложившегося ансамбля. Не стоит думать, что для синтеза искусств необходимо наличие искусства как такового, мебель, свет, напольное покрытие или, например, лестничное ограждение может утратить свою утилитарную функцию и стать произведением искусства.

3. Колористическое решение. Цвет — мощнейший инструмент композиции, позволяющий объединять и разбивать пространство. Акцент, нюанс или доминанта, все эти композиционные приемы можно создать одним лишь цветом. При помощи цвета можно провести по интерьеру, выделить, спрятать, подчеркнуть, а главное, добиться взаимодействия самых разных предметов в интерьере.Другими словами, синтез искусств — гармония, которая не требует в обязательном порядке больших денежных вливаний, но делает интерьеры особенными. Это как умение элегантно одеваться, когда важно все: и ткань, и крой, и пуговка, и поясок.

Образ как основа
Стремясь добиться гармонии в своем интерьере, вы забываете о каждом отдельном предмете и рассматриваете его только с точки зрения художественной целостности замысла. Как правило, это один из самых узких моментов общения дизайнера и заказчика. Дизайнер видит картину целиком и идет к этой цели, заказчики же порой — люди увлекающиеся, влюбчивые и так и норовят купить приглянувшуюся, но стилистически неверную вещь. Абстрактно вам может нравиться удобный диван на гнутых ножках, но если вы затеяли скандинавский интерьер, то диван остается в магазине.

Чем отличается картина в интерьере от сложившегося синтеза искусств
Если заменить или убрать случайную картину со стены, то ничего не изменится. А если картина не случайная и служит основой композиции, пропорций помещения и колористической гаммы, то есть без нее интерьер рассыпается — пропадает взаимодействие в пространстве (синтез достигнут).

Если предмет является важной частью композиции, будто бы служит душой комнаты, цементируя разрозненные предметы — синтез искусств налицо. Но это не обязательно картина или роспись: рельефы и барельефы, скульптура, гобелен, зеркальное панно и витражи решают ту же задачу. Что важно, предмет этот в интерьере появляется в процессе создания интерьера, а не после того, как ремонт закончился и «пора чем-то украсить стены».

Не надо Павловского дворца в новостройке
Хорошим примером синтеза искусств служат интерьеры, например, Павловского дворца, с богатой лепниной, росписью стен и наборным паркетом и гобеленами. Все в месте создает единый целостный ансамбль, являясь ярким примером слияния искусств.

В дальнейшем архитекторы СССР копировали приемы, применяя их и к месту, и не к месту. Но гармонии добиться удавалось не всегда, смысловое поле шло в разрез с художественными средствами. Были и настоящие шедевры, как, например, мозаики Дейнеки в московском метро, не только создающие, но и полностью изменяющие и даже прорывающие пространство.