О колоннах в деталях

О колоннах в деталях

О колоннах в деталях

В проектировании здании и сооружений колонны необходимы для передачи веса вышерасположенной конструкции нижерасположенной конструкции. Колонны часто используются для поддержки арок и балок, на которых покоится потолок. В архитектуре поддерживающая функция колонны дополняется функцией декоративной, в результате чего архитектурная колонна имеет определённые пропорции и правила отделки лепниной. Такая колонна может выполнять только декоративную функцию, не поддерживая структурные элементы здания – она может быть увенчана статуей, как триумфальная или ростральная колонна.

Несколько слов об истории колонн

Ещё в III веке до н.э. в Древнем Египте возводились каменные колонны с выгравированными барельефами, изображающими связанный тростник. Позже египтяне придавали колоннам форму многогранных цилиндров. Пожалуй, самый интересный пример до-греческих колонн – это «Зал ста колонн» размером 70х70 м в персидском Персеполе (Персеполисе), построенный во время правления царя Дария I. Многие из колонн стоят до сих пор, каждая – более 30 метров высотой.

Классические ордеры

Необходимо отметить, то архитектурный ордер – это не только правила, касающиеся внешнего вида колонны: отделки капители и базы. Ордер – это архитектурная композиция, архитектурная система. В каждый ордер входит строго установленный состав и вид архитектурных элементов.

К чему такая строгость?
Придерживаться правил архитектурного ордера – значит гарантировать, что здание будет оформлено фасадным декором со вкусом. Само слово «ордер» означает «порядок, указание». Архитектурные ордера были (и остаются) шаблонами для архитекторов, желающих строить красиво и надолго. Во многих случаях попытки составить собственную композицию вокруг парадного входа в здание – равносильны попыткам изобрести велосипед. Если у изобретающего есть архитектурный вкус – новая композиция всё равно будет напоминать уже имеющийся ордер. Безусловно, это не распространяется на оформление зданий малого размера. К примеру, оформить вход в баню в соответствии с греческим ордером – это уже прямая противоположность хорошему вкусу.

Дорический ордер – самый старый и самый простой из ордеров. Римский историк архитектуры Марк Витрувий Поллион, ссылаясь на греческие тексты (к настоящему моменту утерянные) утверждал, что дорический ордер сформировался ещё во времена деревянного древнегреческого строительства, это определило сужение ствола колонны (ствола дерева) кверху и круглую, сглаженную форму сечения колонны. Позже те же формы стали придавать каменным колоннам, добавив стволу 20 широких канелюр – продольных желобков вдоль ствола колонны. Ранний дорический ордер предельно прост, никаких украшений и орнаментов на капители нет – она представляет собой усечённый конус. Греческий дорический ордер – самый массивный из ордеров, соотношение высоты колонны к толщине – от 4:1 до 6:1. Ствол колонны поднимается из стилобата без базы. Антаблемент дорического ордера также массивен, его высота составляет четверть высоты колонны. Дорический ордер вышел из использования примерно в 100 г. до н.э., и пребывал в архитектурном забвении до середины XVIII века, когда его заново «открыли» и он быстро вошёл в моду. Этот ордер считается «мужским» — он выдерживает большой вес, в многоэтажных постройках (например, римском Колизее) дорический ордер держал нижний этаж.

Тосканский ордер также называется римско-дорическим ордером. По сравнению с дорическим у него появляются база и капитель, представляющие собой наложенные друг на друга диски разного диаметра. Ствол колонны практически всегда гладкий, без канелюр. Конструкция ордера чуть меняя тяжеловесна, чем у дорического. Этот ордер был широко распространён в России с первой четверти XVIII до середины XIX века и является неотъемлемой частью архитектуры русской усадьбы.

Ионический ордер менее тяжеловесен и значительно более декоративен, чем дорический и тосканский ордеры. Наиболее характерной деталью этого ордера является капитель со спиралевидными волютами, располагающимися по две пары на каждой капители. Вся конструкция ордера более вытянута, чем в дорическом и тосканском ордерах – соотношение высоты колонны к её толщине составляет 7:1.

Коринфский ордер получил своё название от греческого города-государства Коринф. Витрувий, однако, связывает возникновение этого ордера с афинским скульптором Каллимахом, украсившим капитель листьями аканта. В любом случае, самый старый из дошедших до нас образцов коринфского ордера относится примерно к 500 г. до н.э. Этот ордер считается «женским», он более вытянутый (соотношение высоты колонны к её толщине составляет 10:1), выдерживает меньший вес, и в многоэтажных постройках расположен наверху.

Композитный, или сложный ордер представляет собой синтез ионического и коринфского ордеров. Это больше всего заметно по капители – тут и волюты, и листья аканта. До Ренессанса этот ордер не выделялся в отдельный; его рассматривали как позднюю, романскую форму коринфского ордера. Арка Тита в Римском форуме, построенная около 82 г. н.э., представляет собой самый старый образец композитного ордера.

Колонны – архитектурный элемент, определяющий торжественность здания и его монументальность. При планировании большого дома в усадебном стиле или стиле классицизма без колонн сложно составить достойную архитектурную композицию. При выборе ордера и его конкретных элементов обратитесь к профессиональным консультантам – это избавит Вас от несуразности готового фасада.