Еще совсем недавно во многих домах наших соотечественников скульптура была представлена чередой слоников на полке над диваном, в серванте или на крышке радиоприемника. Декоративная скульптура послевоенной эпохи соцреализма была небольшой по размерам и примитивной по содержанию: выбирать приходилось между бюстами вождей и великих писателей или уже упомянутыми слониками.
Стоит ли говорить, что «продвинутая» интеллигенция выбирала писателей (желательно прогрессивных), партийные работники предпочитали маленьких идолов-вождей, а вся остальная часть населения – слоников. К разряду этих же незамысловатых украшений дома относились еще целующиеся голубки, танцующие балерины или пионеры-горнисты, в массовом порядке производимые советскими фарфоровыми заводами с одобрения министерства культуры.
Ситуация стала меняться в «оттепельные» шестидесятые. И когда на Западе бушевала битломания, по паркам и бульварам мегаполисов на траве сидели длинноволосые хиппи, а лучшим украшением модного дома был портрет Мерилин Монро в «кислотных» тонах, у нас тоже появились нетрадиционные изделия «декоративно-прикладного искусства». Особой популярностью в то время пользовались вручную обработанная керамика и цветное стекло, в моду также входило народное творчество, как возвращение к культуре предков: резная богородская игрушка, изделия Гжели, каслинское литье.
Эти изделия были, как правило, небольшими по размеру не потому, что наши соотечественники не любили крупные декоративные украшения, а потому, что их попросту некуда было ставить. У всей страны вызывала дружный смех сцена, когда в популярном фильме даже в восьмидесятые годы коллектив организации пытался подарить сотруднику бронзовую лошадь. Кроме смеха этот подарок вызывал и недоумение. Если бы такую бронзовую скульптурную группу подарили сейчас, юбиляр бы очень обрадовался — это не только «весомый» с точки зрения стоимости подарок, но и прекрасное украшение для квартиры с классическим интерьером.
На самом деле очень важно, в какую обстановку приобретается даже небольшая фарфоровая фигурка, не говоря уже о крупных произведениях. Скульптура, как и живописные полотна, очень эмоционально выразительное украшение, и если по стилю оно не соответствует жилому интерьеру, то внесет диссонанс и разрушит его целостность. Как в антикварный интерьер с дорогой мебелью в стиле барокко не поставишь матрешку, так и в интерьер «кантри» с плетеной мебелью и пэчворком не впишется изящная женская головка из мрамора. И только поменяв их местами, можно создать гармонию в обстановке.
Антикварные интерьеры или воссозданные в наши дни по историческим образцам, вообще не обходятся без скульптурных украшений, в них как будто недостает индивидуальности. Даже живописные полотна не компенсируют полностью отсутствия скульптуры. Дорогая бронза, тонкий фарфор, мрамор и полудрагоценные камни, резное редких пород дерево или их сочетания – это все материалы для создания скульптурных украшений в интерьерах классических стилей.
Абстрактные скульптурные работы стали создавать конструктивисты в начале прошлого века. Это были выражения мысли, не через конкретный образ, а через ассоциации. Скульптура, даже декоративно-прикладная, должна была не столько радовать взгляд, сколько будить чувства и мысли, иногда даже не совсем конкретные. И появились угловатые и членистоногие сооружения из колес, плоскостей, похожих на крыло самолета, жестких тросов или спиралей. Эти устремленные ввысь инсталляции должны были звать в прекрасное будущее, обеспеченное техническим прогрессом и полетом мысли свободных граждан.
Но в домашних интерьерах они почти не прижились: современникам этих прогрессивных художников будущего все-таки милей и понятней были фарфоровые зверушки, танцовщицы или горнисты. Зато авангардные работы конструктивистов привели к появлению новых направлений в декоративной скульптуре: абстрактных форм и инсталляций.
И теперь никого не удивишь непонятным предметом в обстановке, имеющим явно декоративное значение. Такие абстрактные формы (напольные, настенные, настольные), выполненные из стекла, керамики, металла или дерева удачно дополняют интерьеры современных стилей, например, минимализма или хай-тек. Только для минималистских интерьеров подойдут лаконичные работы, без излишнего декора, с четкими и простыми формами, а для высокотехнологичных интерьеров понадобятся изделия из новых необычных по фактуре или свойствам материалов, желательно фантастических, космических форм, и в этом случае сложность конструкции не помеха, а, скорее, достоинство.
С появлением квартир, в которых простор и обилие воздуха становятся характерной чертой, а открытые пространства за окном — частью интерьера, изменилось и отношение к домашней скульптуре. Такую квартиру могут украсить и величественные львы, созданные по типу египетских сфинксов, на роскошном фоне большого города и безграничного неба, они будут выглядеть особенно внушительно.
Если вы не любитель крупных форм, а наоборот, вам нравится любоваться изящными и тщательно проработанными статуэтками из фарфора, бронзы или поделочных камней, вам стоит продумать оптимальное их размещение в интерьере. Потому что такие мелкие и хрупкие вещи не расставишь просто на открытых полках: большое количество мелких предметов рождает ощущение беспорядка, а красота каждой вещи в отдельности – теряется. Для хранения коллекций небольших скульптур стоит использовать специальные витрины, в них каждое художественное изделие видно с разных сторон, а все вместе они выглядят очень красиво.
Обратите внимание на этом же фото, как крепятся к стене три небольших акварели за витриной – они наклеены на длинную ложку для обуви. По отдельности – это совершенно разнородные предметы, а в совокупности представляют собой оригинальную инсталляцию.В инсталляции предметы, объединенные замыслом художника, соединяются между собой или просто ставятся рядом. На следующем фото низкая тумба для телевизора служит подставкой для инсталляции необычной формы деревянных предметов и керамических ваз.
Непревзойденными мастерами инсталляций являются жители Востока, предметы в их работах не случайны и почти всегда имеют сложное философское значение.Итак, скульптура – очень своеобразное украшение, преображающее жилой интерьер, но, выбирая ту, что вам нравится для своего дома, стоит подумать, насколько оптимально она в ваш дом впишется.