Стиль Версаль: каприз монарха

Стиль Версаль: каприз монарха

Стиль Версаль: каприз монарха

Мало кто мог подумать в далеком 1661 году, что со временем старый охотничий замок превратится в жемчужину средневековой Европы, чей блеск не померкнет под тяжестью проходящих эпох. Однако лучшие архитекторы на службе Людовика XIV превзошли самих себя не только создав уникальный стиль, но и, между делом, разработав совершенно новый предмет мебели — комод.

Впрочем, известные ранее предметы меблировки тоже подверглись косметическим изменениям: стулья и кресла стали ниже, приобрели объём, диваны заметно округлились, резьба в изголовье и изножье кроватей стала еще изысканнее.

Но не мебелью единой примечателен версаль как стиль интерьера. Будучи наследником итальянского барокко, он отвергает традиционные для своего времени отсылки к античности. Это заметно при внимательном рассмотрении используемых материалов, цветовой гаммы и геометрии пространства.

Версаль в интерьере — это:

много серебра и древесины драгоценных пород;
обилие мебели, которая здесь носит больше декоративный нежели функциональный характер;
фрески на потолках и стенах;
витражи на окнах;
квадраты и прямоугольники позолоченных рам сочетающиеся с закруглёнными порталами;
ощутимый простор несмотря на большое количество мебели и декоративных элементов.
Есть здесь и колонны, нашлось немного места для обоев, присутствует текстиль. Изрядно упрощая, версаль можно назвать королевским барокко или богатым братом венецианского стиля. Все элементы здесь — от обычного пуфика до хрустальной люстры — призваны подчеркнуть роскошь убранства, состоятельность владельцев.

Версаль в интерьере: геометрия, цвета, материалы
Сложно выявить какую-то одну основополагающую изюминку версаля. Скорее здесь наблюдается общая синергия компонентов, дающая в сумме узнаваемый необычный стиль когда-то пришедшийся по вкусу прославленному французскому королю и его благородному двору.

Объединять противоположности версаль начинает с самых азов — геометрии пространства, лежащей в базе любого стиля интерьера.Округлые формы мебели, порталов и оконных сводов здесь уравновешены ярко выраженными квадратами и прямоугольниками картин, ковров, зеркал, визуально зонирующей помещения лепнины и других декоративных элементов. При этом основной фишкой пространства является, как ни странно, само пространство. Чувство простора — одна из особенностей версаля, именно поэтому не стоит усердствовать размещая большое количество мебели и декораций в центре комнаты.

Традиционно версаль использует естественные отделочные материалы:

стекло и хрусталь;
камень;
текстиль;
бумага;
древесина ценных пород;
керамика;
декоративная штукатурка.
Потолок, в идеале, расписан фресками или украшен лепниной. Стены принято покрывать венецианской штукатуркой. Для разбиения пространства на зоны используют зеркала, картины, имитирующие колонны или лепнину молдинги, полосы обоев. Дополнительно стены можно декорировать гобеленами или витражами со встроенной подсветкой. В качестве напольного покрытия можно использовать паркет, шлифованный камень, ламинат копирующий окрас и текстуру благородных пород дерева.

Диапазон цветов здесь велик — многое зависит от назначения того или иного помещения. В гостиной будут уместны золотой, бронзовый, темно зеленый, синий, кремовый, слоновая кость, небольшие вкрапления розового. Спальни принято оформлять в темных тонах: сиреневый, пурпурный, насыщенный золотой. Кухня традиционно выполнена в светлых оттенках: белый, бежевый, кремовый, золотистый.

В отличие от в меру аскетичного баухауза, версаль предполагает, что не вещи созданы для людей, а люди для вещей.

Развивая эту мысль дальше, можно дойти до того, что люди здесь вообще лишние, ведь крайне затруднительно представить как наш среднестатистический современник, пользуется всем этим великолепием в прозаических бытовых целях.

Всё потому, что интерьер в стиле версаль доступен не каждому. В нашу эру типовых проектов и быстрых решений место версалю осталось лишь под музейными сводами и в загородных резиденциях по-настоящему состоятельных людей.